Почему магазины приложений берут высокую комиссию с разработчиков

Почему Google Play и App Store берут с разработчиков приложений высокую комиссию и можно ли этого избежать

Размер комиссии за продажу мобильных приложений и цифрового контента в магазинах Google Play и App Store составляет 30 %. Оставшиеся 70 % от сумм, перечисленных покупателями, достаются разработчикам приложений. Споры о том, насколько справедлива величина комиссии в крупнейших магазинах приложений, особенно обострились в последнее время.

Как IT-корпорации объясняют величину комиссионного сбора

Представителям Google и Apple часто приходится отвечать на обвинения в завышенной комиссии, действующей в их магазинах приложений. В июле 2020 года глава Apple Тим Кук заявил, что величина комиссии вполне оправдана и не превышает размеры сборов, которые устанавливают другие цифровые магазины. И Google, и Apple обосновывают 30-процентную комиссию тем, что не просто предоставляют разработчикам доступ к многомиллионной аудитории, но и берут на себя функции по приему платежей от пользователей, обеспечению надежной и безопасной работы с приложениями, а также предлагают издателям широкий арсенал программных инструментов (API, фреймворки и прочее).

Многие медиасервисы и IT-корпорации считают эти аргументы необоснованными и обвиняют магазины приложений в монополизме. Многочисленные жалобы на слишком высокую комиссию привели к антимонопольному расследованию в отношении Apple и Google, которое было начато в 2019 году и завершилось в 2020-м. По итогам разбирательств Конгресс США пришел к выводу, что корпорации злоупотребляют своим доминирующим положением и тем самым создают препятствия нормальной рыночной конкуренции. Компании Apple была выдвинута претензия в том, она не предоставляет лицензию на iOS другим производителям мобильных устройств. Из-за этого пользователи «яблочных» гаджетов могут скачивать приложения только из App Store, а разработчикам, не имеющим возможности распространять приложения другими способами, приходится платить магазину комиссию.

Корпорацию Google по результатам расследования признали монополистом в области поиска и поисковой рекламы, а обвинений в нарушении прав разработчиков приложений она не получила. До недавнего времени Google действительно не запрещала распространять приложения через Google Play и одновременно принимать оплату через сторонние платежные системы. Однако в сентябре 2020 года компания объявила о том, что комиссия размером 30 % станет обязательной, то есть использовать внутреннюю платежную систему магазина придется всем, кто занимается разработкой приложений для Android и публикует свои продукты в Google Play. Это правило начнет действовать в сентябре 2021 года.

Ни Apple, ни Google пока не планируют уменьшать размер сбора. Возможность платить сниженную комиссию сейчас есть только у тех разработчиков, которые монетизируют свои приложения с помощью подписок. Сбор с платежей тех подписчиков, которые оплачивают цифровые продукты более 12 месяцев, в обоих магазинах составляет 15 %.

Таким образом, избежать уплаты высокой комиссии можно только одним путем – не публикуя приложение в ведущих сторах, а распространяя его альтернативными путями, что, как правило, крайне невыгодно.